АРХИЕПИСКОП ПАВЕЛ. Часть 1.

АРХИЕПИСКОП ТАЛЛИНСКИЙ И ЭСТОНСКИЙ ПАВЕЛ (ДМИТРОВСКИЙ)



Родился 15 января 1872 года. Скончался 1 февраля 1946 года.


Воспоминания современников 


(Впервые были опубликованы на сайте www.hot.ee/arhpavel, 
который был по неизвестной причине удален)

Из воспоминаний бывшего нарвского священника, протопресвитера Александра Киселёва, записанных 16 декабря 1996 года в Москве. 

Владыка Павел был совершенно исключительный и священник, и архиерей. По своему внутреннему складу, по внутренней жизни, по такту он всегда был на высоте. Церемоний он не любил, всегда был обращен к существу дела. После того, как его в 1937 году хиротонисали, в Нарве произошел один случай. В ближайшее воскресенье, когда он в первый раз должен был служить архиереем в соборе, духовенство встречало его у входа. Ждали долго, его всё нет и нет. Вдруг к нам подходит посланец из алтаря и говорит, что Владыка уже давно в храме и спрашивает: «Чего стоите? Начинать пора!»

Из его личной жизни мне вспоминается один штрих. Все священники ходили в рясах и подрясниках. Он же иногда в штатском платье — за город и ходил в одиночестве по полям. Он очень чтил память своей рано скончавшейся матушки. Эти прогулки были отдушиной в его жизни, где он оставался один с Богом. Далеко не каждый из нас священников мог переносить такую постоянную тоску в глубокой форме.

Владыка Павел был очень внимателен к людям, но держался с достоинством: не сват — не брат. Когда решался вопрос о моём переводе в Таллинскую епархию (Коппельская церковь), то имел место такой случай. Позднее мне рассказали, что накануне моего перевода туда приезжал какой-то батюшка и внимательно осмотрел церковный дом снаружи и изнутри. Это был епископ Павел. Его интересовало, в каких условиях придется жить его священнику о. Александру.

 

Высокопреосвященнейший Корнилий,

Митрополит Таллиннский и всея Эстонии. 

Мы помним Владыку Павла.

Владыка Павел в тяжелое военное время, в годы немецкой оккупации, не испугавшись угрозы репрессий сохранил верность Матери-Церкви, Московской Патриархии.

Жил он очень скромно, помогал нуждающимся. Он не терпел излишеств. В моей памяти Владыка оставался очевидным нестяжателем.

Всякая встреча с ним была очень назидательной и в то же время сердечной. Проповедовал Архиепископ Павел очень горячо, умно, интересно. Проповеди его были глубокие по смыслу и доходчивые. Я уверен, что Владыка Павел был человеком особенным. Он обладал некоторыми чертами подвижника. Его все любили, а он особенно любил детей.

Вначале я был у Владыки иподиаконом, а в августе 1945 года Владыка рукоположил меня в диаконы.


Александра Марцишевская 

Уроки о.Павла

Революция и гражданская война рассеяли многих русских по всему миру. Наша многодетная семья — у мамы с папой было девять детей — оказалась в Нарве. Хорошо помню тридцатые годы, когда я училась в эмигрантской гимназии. В этом городе преобладал русский дух. Когда мои сестры оказались за границей, на Западе, они присылали нам письма, в которых говорили, что молятся за нашу Русь, за нашу Россию, за возвращение туда.

Хорошо помню, как отец Павел проводил в нашей русской гимназии уроки Закона Божьего. (Он тогда был законоучителем в гимназии и священником в Спасо-Преображенском соборе). Входил в класс, все вставали, дежурный по классу читал молитву. Он часто ходил на собрания сектантов, доказывая их ересь и правоту православия. Гимназисты обращались к нему со своей бедой, за помощью, поддержкой. И он всегда помогал нуждающимся. Была такая семья Богомоловых. Дети из этой семьи не могли поступить в гимназию из-за отсутствия у их родителей средств. Отец Павел платил за них, за проживание детей в интернате. Много можно рассказать о его доброте.

Когда его решили рукоположить во епископы, мы плакали: нам, гимназистам было радостно, но и в то же время грустно, ведь он уже не будет нашим учителем. В тот день, 3 октября 1937 года, когда была совершена хиротония, я шла по улице и рыдала, потому, что мне не достался пропуск в Спасо-Преображенский собор, где отца Павла возводили в сан Епископа Нарвского. И вдруг встречаю священника отца Александра Мянника, который был в Йыхви настоятелем и который когда-то крестил меня и нашу семью. Я ему рассказала о своем горе. Он выслушал, успокоил меня и провел в собор.
Мне на всю жизнь запал в память этот день. Служба была торжественная, духовенства было много, хор пел прекрасно. На хиротонию приезжал Митрополит Александр Паулус из Таллина.

До прихода советской власти в Эстонии все священники преподавали в гимназиях Закон Божий. После того, как отец Павел стал Епископом Нарвским, законоучителем в нашей гимназии был священник отец Ростислав Лозинский, в других школах — священник отец Александр Киселев, который участвовал в Русском студенческом христианском движении (РСХД).

Мы чтим память Владыки Павла. На средства,  собранные бывшими учениками-эмигрантами, ему был сооружен памятник на Александро-Невском кладбище в Таллине. Каждый год, в день его кончины первого февраля, мы собираемся к месту упокоения Владыки. Все, что связано с его именем, нам дорого.

Вспоминая Владыку Павла в своей Книге "Православие в Эстонии" Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II пишет:

«На протяжении 12 лет преосвященный духовно руководил пастырями и всеми чадами своей епархии, отдавая служению все силы. До конца дней своих твердо хранил верность Матери-Церкви, будучи поистине бескомпромиссным в истине».

В период немецкой оккупации «... Владыка Павел добился согласия немецкой администрации на духовное окормление заключенных и помощь им продуктами питания и одеждой. Он в полном смысле посвятил себя служению милосердия, побуждал к этому своих клириков и призывал паству, чем возможно, помогать своим страдающим братьям и сестрам».

Владыка регулярно посещал лагеря военнопленных и перемещенных лиц, совершал богослужения, исповедовал, причащал, проповедовал заключенным, вселяя в души людей надежду на будущее. «Владыка Павел с присущим ему сознанием глубокой ответственности и архипастырского долга делал все возможное, чтобы упорядочить жизнь Православной Церкви в специфических условиях Советского государства».

«На протяжении всей жизни — пишет Святейший Патриарх — я сохраняю в сердце светлый образ покойного Владыки, оказавшего большое влияние на мое духовное формирование и решение посвятить свою жизнь служению Церкви Христовой».


Раиса Рацевич 

Страдать, так вместе с русским народом  

Владыка Павел (Дмитровский) был широкого кругозора, не чуждался общественной жизни города. Являлся духовным руководителем Русского студенческого христианского движения (РСХД). Будучи ребенком и до замужества, я часто с ним встречалась, так как жили мы в одной церковной ограде. Отец мой был церковным сторожем Нарвского Преображенского Собора.

Как-то в Русском клубе состоялся диспут с участием о. Павла и духовного руководителя сектантов, который в этом споре в присутствии многих собравшихся потерпел поражение. К более раннему периоду проживания о. Павла в Нарве относится время, когда он отстаивал старый церковный стиль, а государство перешло на новый. Поскольку о. Павел не подчинялся новому распоряжению, то он на некоторое время был отправлен в ссылку — не то в Кохтла-Ярве, не то в Кивиыли. Но вскоре его вернули в Нарву.

Однажды я пришла в его дом. Скромная обстановка, но столько книг. Стол и стул завалены, на полу — половина комнаты была занята книгами. Он всю жизнь серьезно занимался, надо было готовить проповеди, вести занятия в РСХД. Он был очень эрудирован, проповедник замечательный, говорил сильно, ярко, его слова доходили до глубины души молящихся. Народ его любил и ласково называл «беленький батюшка». Он был не стар, но сед. Говорили, что поседел он сразу после смерти жены, которую очень любил и рано ее потерял.

Жил он один, трудно ему было. Утром богослужения, а затем преподавательская работа, часто требы. Был он беден и содержать прислугу ему было не по карману, тем не менее давал  поручение купить буханку хлеба и отнести ее одной многодетной семье, где отец-вдовец растил четырех мальчиков. Я с удовольствием выполняла это поручение.

Владыка был глубоко православным, русским человеком, любил Россию и переживал все то страшное, что происходило там. Газеты Запада прекрасно освещали все, что там творилось, с возмущением реагировали на принятие Советского Союза в Лигу Наций. В проповеди, которую я слышала, он говорил: «Как могли принять Советский Союз в это сообщество, когда власть страны утопила в крови невинных людей?»

В 1940 году, когда в Нарву вошла Советская Армия, а следом за ней — войска НКВД, и в городе начались сплошные аресты, я зашла к Владыке, с ужасом жалуясь на то, что творилось. А он сказал: «Слава Богу, теперь страдать, так вместе с русским народом».

В 1941, или в 1942 году, точно не помню, в Нарве появились русские военнопленные, которых разместили в «красных амбарах» на берегу реки Наровы. Начальником лагеря был немецкий пастор, Владыка сумел с ним договориться об оказании военнопленным помощи одеждой и бельем. Владыка совершал в лагере богослужения. Узнав об этом, я попросила его взять меня с собой в качестве певчей, потому что много лет пела в церковном хоре.

В назначенный день пришла в соборную ограду, где около большой двухколесной тележки хлопотали пожилые женщины, укладывая и закрепляя мужское белье, чтобы оно не свалилось. Подъехав к лагерю, тележку сдали на вахту, а Владыка и мы вошли в огромный амбар. Поднялись наверх, где был деревянный пол — настил, на котором в ночную пору вповалку спали военнопленные. Посредине стоял аналой (видимо Владыка был здесь не первый раз), на который он положил крест и Евангелие. Плотной стеной окружили пленных Владыку. Отслужив молебен, он произнес слово, насыщенное любовью к изнемогающей Родине и русскому народу и верой в победу.


Евгения Антонова-Тальберг 

Епископ, которого любили

 ...Во время оккупации немцы потребовали от Владыки Павла, чтобы он и подчиненная ему Церковь перешли в каноническое подчинение Константинопольского патриархата. Он категорически отказался сделать это, сославшись на то, что он присягнул на верность Московскому Патриархату. Эстонская Апостольская Православная Церковь находится в каноническом подчинении Московскому Патриархату, и он не станет клятвопреступником. Немцы-фашисты оставили его в покое. После войны Московский Патриархат поблагодарил его за верность.

Никакие нападки на Владыку Павла, никакая клевета не смогут опорочить его, память о нем светла, и жизнь его ничем не запятнана, самым прекрасным свойством его души была доброта, а доброта не забывается.

Владыка Павел был учителем, а также близким и родным человеком для своей паствы. Многие, в том числе и я, назвали своих сыновей его именем.

В 1946 году его провожало в последний путь на Александро-Невское кладбище очень много людей со всей Эстонии.

Светлая память о Владыке живет в душах знавших его людей и теперь, пятьдесят лет спустя.


Светлана Улитина 

Церковь выстояла 

В феврале этого года (1996) исполнилось 50 лет со дня кончины Архиепископа Эстонского и Таллинского Павла (Павел Григорьевич Дмитровский). «...Светлая память об этом архипастыре и человеке живет в сердцах всех тех, кто встречался с этим замечательным человеком.

...Мама моя работала медсестрой в Нарве в той же гимназии, где Владыка Павел был учителем Закона Божьего, и давно знала его.

После бомбёжки Таллина 9 марта 1944 года мама пошла посмотреть, здоров ли Владыка. Он жил тогда в доме при Симеоновской церкви. Мы жили в Пяэскюла. Владыка сидел в комнате с выбитыми стёклами и дырой в крыше от осколка. Мама предложила ему временно переехать к нам. Так он и остался в нашей семье до последних своих дней. Жил он в маленькой комнате, отделенной от входной двери платяным шкафом. В этом уголке помещалась простая кровать, маленький письменный стол и книжная полка. Большую часть жизни Владыка прожил один, т.к. рано овдовел, а теперь он стал членом нашей семьи. Владыку отличали удивительная скромность, доброта, любовь к людям, особенно он любил детей. Он всегда очень близко принимал к сердцу всё, что было связано с возглавляемой им Церковью, ведь период его архипастырства приходился на очень тяжёлое время, когда Церковь надо было сохранить, надо было дать возможность ей жить и действовать. Велика его заслуга в том, что Церковь наша выстояла в этот тяжёлый для нее период.

Владыка Павел в 1945 году во главе делегации от Эстонии поехал в Москву на выборы Патриарха Алексия I. Его сопровождал один из иподьяконов. В настоящее время это Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Корнилий, Архиепископ Таллинский и всея Эстонии. В Москве Владыка перенёс инфаркт, пролежал долго в больнице и вернулся в Таллин позднее. За Владыкой нужен был уход, постоянно требовалась медсестра. Наша крутая полувинтовая лестница на второй этаж была неподходящей, и Владыка переехал жить на Пикк, где располагалось епархиальное управление, и мы переехали вместе с ним. Жили там в маленькой комнате, а спальня Архиепископа помещалась в небольшой, полутемной комнате. Там он прожил до своих последних дней. Я хорошо помню ту ночь, когда стало плохо Владыке. Я сидела около него пока мама готовила шприц. Владыка попросил пить, посмотрел на меня особым светлым и спокойным взглядом, но я не успела даже встать, чтобы принести воды, а мама не успела сделать укол. Владыка скончался, как будто заснул, спокойно и тихо. Проводить в последний путь Архиепископа Павла собралось большое количество духовенства и верующих. Огромная траурная процессия пешком 6 февраля 1946 года направилась от Александро-Невского собора до Александро-Невского кладбища. Православные люди провожали своего архипастыря, которого любили и уважали.

РТ 11.03.1996

Диакон Алексей Николаев 

 В новогоднюю ночь 1944 года — молебен в нарвском Спасо-Преображенском соборе. Владыка Павел обратился со словом к собравшимся. «Представьте себе, что к нам придёт на землю небожитель и спросит нас, что мы здесь на земле делаем? Ничего другого мы ему не ответим — мы забыли Бога!»

Моя бабушка, присутствовавшая на этом молебне (меня поздно в храм не взяли), часто вспоминала эти слова Владыки.

Сплотив вокруг себя рассеянное по всей Эстонии духовенство и паству, помог словом и делом в военных тяготах православным. Сам Владыка, батюшки наши посещали и служили в лагерях военнопленных и беженцев. Туда привозились продукты и одежда, отстаивались права находящихся в лагерях перед начальством, им помогали выйти из лагерей, устраивали на жилье и на работу. В Нарвский кафедральный собор в воскресенье со всех храмов к концу службы собирались православные, чтобы услышать из уст своего архипастыря слова, помогающие перенести тяготы военного лихолетья.


Редкий снимок


Этому снимку уже более полувека. 12 августа 1939 года фотограф запечатлел Митрополита Александра и Епископа Павла (на снимке слева) в Нарве перед Пюхтицким подворьем. Людей, чья жизнь была неразрывно связана с жизнью Православной Церкви. Вряд ли тогда полагали они, что впереди их ждут тяжелые испытания. Надвигались грозные сороковые годы. Тогда, в тридцать девятом, они были вместе, были во главе Эстонской Апостольской Православной Церкви. В 1942 году Митрополит Александр указом Экзарха был запрещен в служении, а в 1944 году, на исходе войны , покинул пределы Эстонии. А во главе Церкви, разделив горькую судьбу паствы, остался ставший к тому времени Архиепископом Эстонским и Таллинским Павел. На его долю выпало, быть может, самое тяжёлое время - конец войны и первые послевоенные годы. Войну, смерть и репрессии Церковь помогала переносить людям, вселяя в них надежду. И любой обратившийся в Церковь находил у нее поддержку и утешение.


К тому времени уже начало свой священнический путь новое поколение духовенства, давшее впоследствии много выдающихся деятелей церкви. Среди них уроженцы Эстонии - независимого тогда государства, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй и глава ЭАПЦ Архиепископ Таллинский и Всея Эстонии Корнилий. 


Не один век существует Православная Церковь на эстонской земле, не прекращая ни на миг своей миссии. Крепки духовные связи ее с Матерью - Русской Православной Церковью. И именно это невыносимо стало для кое-кого в восстановившем свою независимость эстонском государстве, философией которого стала restitutio ad integrum. И хотя Церковь отделена от государства, и реституция вроде к ней относиться не должна, государство вмешалось в её дела, зарегистрировав в качестве право преемника никогда не прекращавщей своей деятельности Церкви т.н. "стокгольмский синод". Налицо неуважительное отношение к Церкви и её иерархам. Вспомним, сколько радости и гордости вызвало в польше известие из Ватикана о том, что папой римским стал поляк. Избрание же на пост главы РПЦ уроженца Эстонии, похоже, вызвало и продолжает вызывать другие эмоции. И силы направляются на перевод Церкви в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, разрыв духовных связей с РПЦ, раскол Православия в Эстонии по национальному признаку.


Могут меняться границы и устои государств, но Церковь живет, соблюдая свои каноны, с достоинством проходя через унижения, преследования и репрессии. Свидетельством тому многовековая история Православия.


Как же сложилась дальнейшая судьба двух иерархов? Оба они уже к тому времени были пожилыми людьми. Митрополит Александр скончался и был похоронен на чужбине. Архиепископ Павел погребён в Таллине на Александро-Невском кладбище. Многие тысячи людей пришли проводить его, отдавая дань уважения талантливому проповеднику, учителю и строителю церковной жизни. Ежегодно на месте его упокоения служат вселенскую панихиду.

Статья опубликована в газете "Русский телеграф" в 1996 году.



















МЭ Русский телеграФ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий